Мировым судьёй рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил, регламентирующих рыболовство, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Так, в одном из судебных заседаний было установлено, что М. находился на берегу р. Урал в непосредственной близости от кромки воды, с запрещенными  объячеивающими сетными орудиями лова – рамками кустарного производства в количестве трёх штук. При этом рамки находились в багажнике автомобиля в сухом виде и собранном состоянии.

В другом случае, гражданин Ш. имел при себе при ловле рыбы на берегу р.Урал сетку размерами 95 на 85 см. и шириной ячейки 10 мм.

Согласно пп.4 ч.1 ст.26 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в редакции закона от 03.07.2016) в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения на  виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно п.16.3 приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 18 ноября 2014 г. N 453 "Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна" гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена или их части.

М. в судебном заседании пояснил, что выехал на рыбалку со спиннингом, в багажнике его автомобиля, стоявшего на берегу р.Урал, находились рамки, рыбачить на которые он не собирался.

Гражданин Ш. по другому делу утверждал, что сетка, размерами 95 на 85 см. и шириной ячейки 10 мм необходима ему не для рыбалки, а для ловли наживки.

В обоих случаях в судебном заседании был установлен состав административного правонарушения и вынесено наказание в виде штрафа.

Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что ответственность в виде штрафа на граждан - до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой, наступает за сам факт нахождения в местах добычи (вылова) рыбы с запрещенными орудиями лова, в том числе в сухом виде и в собранном состоянии.

В случае выявления фактов добычи (вылова) водных биологических ресурсов с применением запрещенных орудий лова в иных случаях, предусмотренных законом, особенно при причинении государственным водным биологическим ресурсам имущественного ущерба в виде выловленной незаконным способом рыбы ответственность может наступать в значительно большем размере, в том числе по ст.256 Уголовного кодекса РФ в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

При этом, если в целом в последнее время Законодатель идёт по пути гуманизации наказаний за совершение правонарушений и преступлений, то в части наказания за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов наказание было усилено многократно, что связано с крайней необходимостью принятия мер, направленных на сохранение водных биологических ресурсов.