Одним из видов административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются обязательные работы. Данный вид административного наказания применяется с 1 января 2013 года.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. При этом обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день (или не более 2 часов - после основной работы, службы или учебы; максимальное время административного наказания может быть по заявлению лица увеличено до 8 или 4 часов в зависимости от наличия основных занятий в порядке ч. 10 ст.32.13 КоАП РФ, а при наличии уважительных причин допускается отработка менее 12 часов в неделю (п.5 ст. 109.2 Закона «Об исполнительном производстве», п.53, 54 Приказа Минюста России от 20.05.2009 N 142)..

Обязательные работы, как правило, заключаются в выполнении трудоспособным гражданином общественно полезных, не требующих специального образования, особой квалификации работ, например благоустройство и озеленение улиц и площадей, уборка улиц и прилегающих территорий, погрузочно-разгрузочные работы, уход за больными.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

К административным обязательным работам граждане привлекаются на основании судебного постановления. Судебный пристав направляет должника в организацию из утвержденного перечня по месту его жительства и контролирует выполнение работ путем ее посещения и ознакомления с документами. В постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав указывает: вид работ и организацию, в которой они отбываются; порядок и условия отбывания работ (с разъяснениями); предупреждение о том, что к работе нужно приступить в течение 10 дней; разъяснение о праве обратиться с ходатайством об изменении вида работ и об уменьшении количества часов; предупреждение об ответственности за уклонение. Обязательные работы являются наказанием, они выполняются бесплатно, а отпуск по основному месту работы не принимается во внимание.

В неделю наказанное лицо должно отработать не меньше двенадцати часов. Пристав может разрешить отработать меньшее время, если наказанный предъявит уважительные причины.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.

В случае уклонения от отбывания административного наказания в виде обязательных работ, гражданин может быть привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Согласно ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ под уклонением лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания этого вида административного наказания понимается неоднократный отказ от выполнения работ, и (или) неоднократный невыход такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократное нарушение трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы.

Уклонение от отбывания обязательных работ грозит  штрафом от 150 до 300 тысяч рублей, либо административным арестом на срок до 15 суток.

Так, мировым судьёй рассмотрено дело в отношении М., который будучи привлеченным  по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ к административной ответственности в виде обязательных работ, к отбыванию наказания в установленный судебным приставом-исполнителем срок так и не приступил: по направлению судебного пристава-исполнителя, выданного в рамках исполнительного производства на предприятие для отбывания обязательных работ  не явился без уважительных причин.

В судебном  заседании М. частично признал вину в совершенном правонарушении, пояснил, что к отбыванию наказания в виде обязательных работ он не приступил поскольку чувствовал себя плохо, но за медицинской помощью не обращался.

В судебном заседании было установлено, что М. знал о назначенном ему наказании и возбуждении исполнительного производства, порядок и условия отбывания исправительных работ, а также ответственность за уклонение от их отбывания ему были разъяснены под расписку. Уважительные причины для невыхода на обязательные работы у М. отсутствовали, что в совокупности с иными доказательствами по делу явилось основанием для признания М. уклонившимся от отбывания наказания в виде обязательных работ и назначении ему наказания в виде административного ареста на срок 5 суток.