Обобщение

судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), рассмотренных на судебном участке в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области  за период с  01.01.2017 года по 30.11.2017  года.

06 декабря 2017 года                                                                                  г. Гай

         В соответствии с планом работы мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области  на 2 полугодие 2017 года запланирована работа по изучению практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

      Часть 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность  за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

        Указанная норма введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" и вступила в силу с 15 июля 2016 г. До этой даты административная ответственность за соответствующее деяние не была установлена.

        В то же время ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 г., предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.

        С 15 июля 2016 г. установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

         Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее (до 15 июля 2016 г.) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.

         Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

        Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и считается оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

       Наказание по данной статье предусматривает обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

        Всего за период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 года  на судебном участке в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области рассмотрено 7 административных дела данной категории, к административной ответственности привлечено - 7 лиц.

        Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ:

- назначено  наказание в виде обязательных работ  – 7 лицам;

      Рассмотрим  административное дело № 5-295/2017 в отношении С. по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ.

С., проживающий в Гайском городском округе, на основании судебного приказа № 2-254/20106 от 30.05.2006, выданного мировым судьёй судебного участка по Гайскому району Оренбургской области, обязан выплачивать в пользу С. алименты на содержание сына  в размере 1\4 части всех видов заработка и (или) иного дохода, ежемесячно, начиная с 29.05.2006 года и до его совершеннолетия.  С. зная о возложенной на него судом обязанности по уплате алиментов, а также о возбуждении в отношении него Гайским РОСП исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства, то есть с 14.07.2016 года по 15.09.2016 года не выплачивал алименты на содержание несовершеннолетнего ребёнка без уважительных причин. Указанное деяние С. не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда  средств на содержание несовершеннолетних детей  в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ.

В судебном заседании С. вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что не может трудоустроиться. С учёта в органах занятости в качестве безработного снят в связи с неявкой. В настоящее время он продолжает искать работу, намерен выехать для работы на Севере.

Дело рассмотрено в отсутствии потерпевшей С.

Заслушав С., изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

           Согласно судебному приказу от 30.05.2006, вынесенному мировым судьёй судебного участка по Гайскому району Оренбургской области С. обязан выплачивать в пользу С. алименты на содержание сына, 2005 года рождения, в размере 1\4 части всех видов заработка и (или) иного дохода, ежемесячно, начиная с 29.05.2006 и до совершеннолетия ребёнка.

             На основании судебного приказа 04.02.2013 возбуждено исполнительное производство, должнику разъяснен порядок и сроки исполнения судебного постановления, ответственность за уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей.

Факт наличия задолженности подтверждается:

- расчётом задолженности по алиментам. За период с 13.07.2016 по 15.09.2016 задолженность составила 12518,64 рублей;

           - объяснениями потерпевшей С. из которых следует, что С. не работает, алименты на содержание сына не выплачивает, иной материальной помощи не оказывает.

              Согласно справки директора ГКУ «Центр занятости населения города Гая» С. снят с учёта в качестве безработного 13.07.2016 года в связи с длительной неявкой в органы СЗ без уважительных причин.

    Согласно справки ИЦ УМВД России по Оренбургской области С. не судим.

    При указанных обстоятельствах, деяние С., который являясь трудоспособным лицом уклоняется от уплаты алиментов, суд квалифицирует по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, как неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда  средств на содержание несовершеннолетних детей  в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, поскольку   такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

     При назначении наказания суд учел характер совершенного правонарушения, данные о личности, имущественное положение С., признание вины в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность,  отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и полагал необходимым назначить ему наказание в виде обязательных работ, поскольку иной вид наказания не позволит реализовать задачи административной ответственности и достичь целей административного наказания. С. признан судом виновным  в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 100  часов обязательных работ.

            При назначении наказания по другим делам данной категории, мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

          Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, прекращенных производством  не имеется.

          В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.

         В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались. В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

         Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Все дела  данной категории рассмотрены в день получения протокола. 

          Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

        По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол  в тот же срок. 

        Тексты постановлений, на сайте судебного участка не размещались.

        Выводы: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1  ст. 5.35.1 КоАП РФ на судебном участке по Гайскому району Оренбургской области за период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 года рассмотрены в установленные законом сроки. Дел, рассмотренных  с нарушенным сроком, нет. Частные представления по делам указанной категории  не выносились. Таким образом, обобщение судебной практики показало, что мировой судья руководствуясь нормами административного права, законно и своевременно принимает решения по  ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Мировой судья                                                              М.Н.Канаков

исп. И.В.Ивлиева