гражданских дел по искам Инспекции ФНС России о взыскании недоимки по налогам на судебном участке в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области за 3 месяца 2013 года

(в сравнительном анализе с практикой рассмотрения аналогичных дел в 2012 году)

На судебном участке мирового судьи по Гайскому району Оренбургской области изучена практика рассмотрения гражданских дел по искам Межрайонной ИФНС РФ о взыскании недоимки по налогам.

Обобщение показало, что за 3 месяца 2013года на судебный участок поступило 50 гражданских дел данной категории, что составляет 26,9 процентов от общего числа поступивших гражданских дел.

Рассмотрено - 50 дел (1  дело производством прекращено, 49 дел рассмотрено с вынесением судебного приказа), 

Переданных по подсудности дел не имеется.

Отмененных судебных приказов не имеется.

Все дела рассмотрены в установленные Гражданским процессуальным кодексом сроки.

В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

Частные определения мировым судьей не выносились.

Статья 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» определяет права налоговых органов, в числе которых право взыскивать недоимки, пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

При осуществлении своего права взыскивать недоимки, пени и штрафы налоговые органы соответствующего уровня осуществляют такую важнейшую для государства в лице Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований функцию как пополнение казны.

Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, 1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

4. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предъявление, обеспечение иска, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство производится с соблюдением общих норм, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации на основе состязательности и равноправия сторон, при которых каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

До внесения изменений в ч.2 ст.48 НК РФ налоговые органы обращались в суд с требованием о взыскании незначительных сумм задолженности (менее 50, а порой даже 30 руб.)

 В качестве примера можно привести гражданское дело № 2-55/2010 года по заявлению Межрайонной ИФНС РФ № 8 по г. Новотроицку Оренбургской области о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по транспортному налогу с Горбенко С.М., судебным приказом от 09.02.2010г. взыскана задолженность в сумме 40,70 руб., государственная пошлина в размере 200 рублей. Почтовые расходы по данному делу составили около 44 рублей. Почтовые уведомления возвращены в суд по истечении срока хранения.

При рассмотрении данного дела израсходовано около 27 листов бумаги, в том числе гражданское дело на 20 листах, 2 конверта, корочки, уведомления, копии заявления ответчику на 2 листах.

По указанному делу о взыскании транспортного налога и пени на общую сумму 40,70 руб. государство понесло затраты, превышающие  указанную сумму.

Обобщение судебной практики показало, что все дела данной категории рассмотрены без участия представителя налогового органа при наличии соответствующего ходатайства о рассмотрении дела без участия истца. Ответчики, как правило, в судебные заседания не являются.

При подготовке дел к рассмотрению в судебном заедании у секретаря судебного заседания периодически возникают сложности с извещением ответчиков, что связано с непроживанием их по месту регистрации, указанному в иском заявлении налоговым органом, либо игнорирование направляемой судом в их адрес корреспонденции.

 Практика показала, что  в подавляющем большинстве, в плоть до апреля 2012 года, суд рассматривал  дела данной категории без участия сторон, в связи с чем, исковое производство представлялось нецелесообразным, увеличивающим расходы государства.

Данная проблема была разрешена путём упрощения процедуры взыскания недоимок через вынесение по требованиям налоговых органов судебных приказов. Изменения, внесенные в налоговое законодательство, позволили судьям начиная с апреля 2012 года возвращать исковые заявления в налоговые органы по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ, а именно, -  в связи с несоблюдением истцом установленного федеральным законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора либо отсутствия доказательств, подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Аналогичная практика имела место и на судебном участке в административно-территориальных границах Гайского района, так по указанным основаниям  определением мирового судьи от 10 апреля 2012 года возвращено исковое заявление Межрайонный инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области к Ишемгулову Р.С. о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога и транспортного налога.

Данная практика привела к тому, что в 2013 году исковые заявления о взыскании недоимки по налогам на судебный участок не поступали, все требования налоговых органов были разрешены путём вынесения судебных приказов.

    Приказное производство у мирового судьи по делам о взыскании недоимки по налогам

Ст. 122 ГПК РФ предусматривает, что по требованию о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам может выдаваться судебный приказ. Приказное производство – это упрощенная процессуальная процедура вынесения судебного постановления по предусмотренным законодательством требованиям о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ является одновременно исполнительным документам и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений. Приказное производство позволяет выиграть время, сэкономить судебные расходы, связанные с производством гражданского дела.

Как показало обобщение судебной практики, из 49 вынесенных судебных  приказов о взыскании недоимки за 1 полугодие 2013 года, возражений от налогоплательщиков на судебный участок не поступало.

Новой особенностью заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании недоимок по налогам стало то, что налоговый орган, в целях минимизации своих затрат на взыскание задолженности, объединяет требования по всем имеющимся у должника недоимкам по налогам и пени в одном заявлении (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог и пени по ним), что в свою очередь также позволяет минимизировать расходы на взыскание недоимок.

Как установлено в результате  проведённого обобщения, инспекции ФНС России, имеют широкие полномочия при получении необходимых  сведений,  о наличии либо отсутствии у должников имущества, являющегося объектом налогообложения.

МРИ ФНС РФ № 8 по Оренбургской области при обращении в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, в материалы дела предоставляет Выписки из базы данных налоговой инспекции о наличии имущества у налогоплательщика, которые зачастую, имеют устаревшую информацию. Кроме того, не проверяется место жительства должников, в связи с чем, это затрудняет процесс  исполнения решений суда.

Для качественного и своевременного рассмотрения данной категории дел можно рекомендовать налоговым органам:

 -   в подтверждение обоснованности взимания недоимки предоставлять справку соответствующего регистрирующего органа о наличии у налогоплательщика объекта налогообложения (выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; справку, выданную ОГИБДД и пр.);  

-  предоставлять достоверные сведения о месте жительства должников, их полные данные (дата, место рождения);

-   проверять фактическое перечисление денежных средств.

Мировой судья                                                                        М.Н.Канаков

Исп. И.В.Ивлиева