Обобщение судебной практики

               по рассмотрению дел об административных правонарушения, предусмотренных ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ на судебном участке в административно-территориальных границах всего  Гайского района Оренбургской области за 9 месяцев 2013г.

В соответствии с планом работы мирового судьи судебного участка по Гайскому району Оренбургской области за 9 месяцев 2013 года проведено обобщение судебной практики  по рассмотрению дел об административных правонарушения, предусмотренных ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Одной из категории дел об административных правонарушениях, рассмотренных на судебном участке по Гайскому району Оренбургской области за 9 месяцев 2013 года, являются административные дела по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Поскольку противоправный выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, так как создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств, сопряженного с риском наступления тяжких последствий, цель обобщения – проследить почему же водители нарушают ПДД?

Часть 4 ст.12.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, не связанный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия. По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Правилами Дорожного Движения такой запрет установлен в следующих случаях.

1. В соответствии с п.9.2 ПДД на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3.

2. В соответствии с п.9.3 ПДД на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

3. В соответствии со ст.11.5 ПДД запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа. Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

4. В соответствии с абзацем восьмым пункта 15.3 ПДД запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства

5. В соответствии с п.9.6 ПДД запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю.

Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ.

Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.  

Федеральным законом  от 25.12.2012 N 252-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2013г., внесены изменения в санкции ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, предусматривающие  назначение наказания  в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. При этом повторное совершение указанного административного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.  

Всего за 9 месяцев 2013 года на судебном участке по Гайскому району Оренбургской области рассмотрено 263 административных дела, из них по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ 39   дела.  В отношении 16 лиц назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.  Сумма наложенного штрафа составила 80000 руб.,  штраф оплачен добровольно 11 лицами, на сумму 55000 рублей. В отношении 4 лиц имеется срок (60 дней) для добровольной оплаты штрафа.  23 административных дела переданы по подведомственности, основанием для передачи послужили ходатайства водителей, о направлении материала по месту жительства нарушителя. Дела данной категории за анализируемый период не обжаловались. Прекращенных и возвращенных дел, на судебном участке не имеется.

Среди изученных в ходе проведенного обобщения административных дел по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, находившихся на рассмотрении на судебном участке  мирового судьи по Гайскому району Оренбургской области, органами ГИБДД в качестве доказательств, как правило использовались такие материалы, как протокол об административном правонарушении, относящийся к основному источнику доказательств, рапорт сотрудников ГИБДД, схемы совершения правонарушения и дислокации дорожных знаков, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания свидетелей, а так же видеосъемка движения автомашин нарушителей. В ходе изучения данной категории дел, случаев представления видео (фото) материалов не упомянутых в протоколах об административном правонарушении не выявлено. По всем делам исследуемой категории, в случае фиксирования нарушения с помощью технических средств во всех протоколах имеются записи, указывающие на прилагаемые к материалу в качестве доказательств видеозаписи.

Наиболее частные случаи дорожных ситуаций, когда водитель выезжал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в зоне действия знака «Обгон запрещен», при отсутствии какой-либо дорожной разметки. В подобных ситуациях судом выносились постановления о привлечении этих лиц к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. При этом, в исследуемой ситуации нахождение автомобиля на полосе, предназначенной для встречного движения, устанавливалось путем исследования и оценки собранных по делу доказательств, таких, как - рапорт сотрудников ГИБДД, схема совершения правонарушения, дислокация дорожных знаков, показания водителя и свидетелей,  видеосъемка движения автомашины привлекаемого к административной ответственности лица.

Так, административное дело № 5-225/13 в отношении Ч*** рассмотрено 02 сентября 2013 года мировым судьей судебного участка № 1 по г. Гай Оренбургской области Байжановой М.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области. В ходе судебного заседания было установлено что Ч***,  18 августа 2013 года управляя автомобилем ***, при движении на 236-ом километре автодороги Оренбург-Орск, расположенной на территории Гайского района Оренбургской области, совершил обгон в зоне действия дорожного знака 3.20 Приложения 1 к ПДД РФ «Обгон запрещён», с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Ч***. признал вину в совершении правонарушения, пояснил, что совершил обгон попутно движущегося автомобиля, в зоне действия дорожного знака «Обгон запрещен»,  выехал на полосу встречного движения, так как не заметил знак из-за впереди движущегося большегрузного автомобиля. Вина водителя в совершении правонарушения подтвердилась схемой нарушения, приложенной к протоколу об административном правонарушении, дислокацией дорожных знаков на  месте совершения административного правонарушения, а также рапортом ИДПС оГИБДД МО МВД России «Гайский» ***, согласно которым, на 236-ом километре автодороги Оренбург-Орск, указана траектория движения автомобиля ***, под управлением Ч***, который совершил обгон автомобиля в зоне действия знака «Обгон запрещён», допустив выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На основании п. 1.2 ПДД РФ, обгоном признается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Дорожный знак 3.20 Приложения 1 к ПДД РФ «Обгон запрещен»  запрещает обгон всех транспортных средств в зоне действия указанного знака кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. Ч*** при совершении обгона попутного автомобиля нарушил указанный запрет, осуществил обгон на дороге с двусторонним движением, имеющей две полосы для движения во встречных направлениях в зоне действия знака «обгон запрещён», что привело к выезду на полосу встречного движения в месте, где это запрещено Правилами дорожного движения, в связи с чем был признан судом виновным по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

На втором месте такие случаи дорожных ситуаций, когда водители, совершают обгон с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, с пересечением линии горизонтальной дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения РФ.

Так, административное дело № 5-252/13 в отношении И***. рассмотрено 18 сентября 2013 года мировым судьей судебного участка № 1 по г. Гай Оренбургской области Байжановой М.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области. В ходе судебного заседания И***. признал вину в совершении правонарушения, пояснил, что совершил обгон попутно движущегося автомобиля, пересек сплошную линию дорожной разметки, и выехал на полосу встречного движения, поскольку торопился на работу. Вина водителя в совершении правонарушения подтвердилась рапортом ИДПС оГИБДД МО МВД России «Гайский» ***, согласно которым, при движении на 5-ом километре автодороги Орск-Гай, водитель И***, управляя автомобилем ***,  совершил обгон попутного автомобиля с пересечением сплошной линии горизонтальной дорожной разметки, допустив выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Хотя на основании п. 1.3 Правил дорожного движения РФ водители обязаны знать и соблюдать требования Правил, дорожных знаков и дорожной разметки. На основании п. 1.2 ПДД РФ, обгоном признается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Горизонтальная разметка 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Пересечение линии 1.1 запрещено. И*** при совершении обгона попутного автомобиля нарушил указанный запрет, осуществил обгон на дороге с двусторонним движением, имеющей две полосы для движения во встречных направлениях, что привело к выезду на полосу встречного движения в месте, где это запрещено Правилами дорожного движения.

Аналогичное дело было рассмотрено мировым судьей 22 августа 2013 года в отношении М*** по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, штраф водителем оплачен в добровольном порядке.

При назначении наказания в виде штрафа мировым судьей  учитывается характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих  административную ответственность обстоятельств, признание вины и раскаяние в содеянном.

Следует отметить, что характерных нарушений закона и недостатков материалов об административных правонарушениях указанной категории, допускаемых органами ГИБДД, в ходе проведенного обобщения выявлено не было.

Все административные дела изучаемой категории в исследуемом периоде рассмотрены на судебном участке по Гайскому району Оренбургской области с соблюдением срока, установленного ст. 29.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, на судебном участке имелись и такие административные дела, когда водители не признавали своей вины, в совершении нарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Так, административно дело № 5-223/13 в отношении К***. рассмотрено 30 августа 2013 года мировым судьей судебного участка № 1 по г. Гай Оренбургской области Байжановой М.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области. В судебном заседании К***. не признал вину в совершении правонарушения, пояснил, что обгон не совершал, а только совершил перестроение для того, чтобы убедиться в отсутствии встречных транспортных средств.  Убедившись в том, встречных транспортных средств  нет, он начал обгон автомобиля, однако его закончил после действия знака 3.20 «Обгон запрещен». Попросил мирового судью дело прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку по его мнению перестроение из одной полосы движения дороги ПДД не запрещено, кроме того, линия дорожной разметки отсутствовала. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

   В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в  производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Схемой  места  совершения административного правонарушения, установлено, что 18.08.2013 года К***  совершил обгон транспортного средства в зоне действия знака 3.20. Оснований не доверять содержанию схемы у мирового  судьи отсутствовали, поскольку схема составлена и подписана должностным лицом, которому законом было предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств. Суд посчитал данную схему допустимым доказательством в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Вина К*** подтвердилась рапортом  ИДПС ГИБДД ***.

Из  исследованной в судебном заседании видеозаписи правонарушения, представленной инспектором ГИБДД ***,  видно, что   автомобиль ***, в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» совершает обгон попутно движущегося транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, окончив маневр обгон т/с после действия знака 3.20.

К***. подтвердил фиксацию административного правонарушения  специальным техническим средством, имеющим функции видеозаписи. Обстоятельств того, что он выехал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения,  совершив перестроение со своей полосы дороги, он не отрицал.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что 18.08.2013 года К***. на 236 км автодороги Оренбург-Орск в нарушение п. 1.3 ПДД РФ совершил обгон транспортного средства в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» с выездом на полосу дороги, предназначенной для  встречного движения. Доводы К***. о том, что перестроение ПДД не запрещено, суд посчитал необоснованными, поскольку в соответствии с п.п. 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Давая оценку собранным по делу доказательствам,  судья приняла за основу, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оформленные в соответствии с действующим законодательством. Основания сомневаться  в  их обоснованности отсутствовали, так как они соответствовали фактическим обстоятельствам дела, были последовательны, не противоречали друг другу, протокол составлен уполномоченным лицом, в отношении надлежащего субъекта административного правоотношения. Суд посчитал доводы К***  изложенные в судебном заседании, как реализацию права на защиту. Признал К*** виновны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ и назначил наказание в виде 5000 рублей.

Мировой судья рекомендует сотрудникам ГИБДД при составлении протоколов об административных правонарушения, предусмотренных ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, в целях правильного и своевременного разрешения дела прилагать к каждому административному материалу изучаемой категории дел, направляемому для рассмотрения мировому судье – дислокацию дорожной разметки, а в случае не согласия водителя с правонарушением, в обязательном порядке отбирать объяснения у водителя транспортного средства, обгон которого был произведен.

Анализ: как показало изучение практики, около 90 % водителей признают свою вину, согласны с протоколами об административном правонарушении, составленными по факту выявленного правонарушения сотрудниками ГИБДД, большинство из них поясняют, что нарушил Правила Дорожного Движения,  выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен», либо с пересечением сплошной линии горизонтальной разметки, так как торопился, не заметил знак, раскаиваются в совершенном правонарушении. Итог вышесказанному: цена жизни, а для родственников потеря близкого человека. Водители будьте бдительны на дорогах, соблюдайте ПДД !!!

Мировой судья                                                                        М.Ж.Байжанова

Исп. И.В.Ивлиева