27 сентября 2024 года г. Гай

Согласно плану работы на второе полугодие 2024 года судебного участка № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области запланировано обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за 01.01.2024 по 30.08.2024 год.

Целью данного обобщения является изучение судебной практики рассмотрения дел, назначения наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, соблюдение сроков рассмотрения дел, законность и обоснованность назначения наказания.

Статья 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения заключается в неуплате административного штрафа в срок, установленный ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа.

Субъектами административного правонарушения являются как физические, так и юридические лица, ранее подвергнутые наказанию в виде административного штрафа. При этом следует учитывать, что к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа либо уполномоченные лица коллегиальных органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа; по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы-исполнители (п.п. 5, 12 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ).

В соответствии с требованиями ч.1 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел названной категории отнесено к исключительной судебной подведомственности (компетенции мировых судей).

Согласно статистическим данным мировым судьей судебного участка № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области за период с 01.01.2024 по 30.08.2024 год рассмотрено 142 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, из них 4 дела производством прекращены, 133 лица, повергнуто наказанию (в отношении физических лиц – 133, в отношении юр.лица - 0), направлено по подведомственности: 5.

Дела указанной категории рассматриваются мировыми судьями по месту совершения административного правонарушения (ч.1 ст.29.5 КоАП РФ).

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ, на что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Следует обращать внимание на то, что в силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ иностранным гражданином является место жительства либо место пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то есть адрес, где постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие иностранные граждане зарегистрированы либо состоят на учете, местом совершения правонарушения юридическим лицом является юридический адрес места нахождения юридического лица, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц.

За указанный период мировым судьей судебного участка № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области нарушения правил подведомственности (подсудности) допущены не были.

Мировым судьей судебного участка № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области за период с 01.01.2024 по 30.08.2024 год по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ назначено наказание:

- в виде административного штрафа - 72;

- в виде административного ареста - 43;

- в виде обязательных работ - 18.

За период с 01.01.2024 по 30.08.2024 год на судебном участке № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области, нарушений по срокам направления постановлений для исполнения в Гайское и РОСП других субъектов не имеется. Все постановления направляются для исполнения с соблюдением сроков, установленных ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ. Контроль за своевременностью исполнения взыскания штрафов на судебном участке № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области осуществляется помощником мирового судьи и мировым судьей.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, содержащей общие требования к содержанию протокола, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и приложенные к нему материалы должны содержать следующие сведения:

- дату постановления о назначении наказания в виде административного штрафа и размер штрафа (копия постановления должна быть надлежащим образом заверена и содержать отметку о вступлении в законную силу).

- дату вручения или получения копии постановления либо возвращения почтового отправления с копией постановления о назначении административного штрафа, с приложением подтверждающих документов о времени и месте составления протокола, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в качестве наказания по которому назначен административный штраф;

- дату вступления в законную силу постановления о назначении наказания в виде административного штрафа;

- дату истечения срока рассрочки или отсрочки уплаты административного штрафа (в случае предоставления) с приложением копии определения;

- подтверждающие факт неуплаты административного штрафа в добровольном порядке, с приложением необходимых документов (справки, выписки из баз данных и т.д.);

- о месте совершения правонарушения, то есть месте жительства физического лица, месте проживания или пребывания постоянно либо временно иностранного гражданина, месте нахождения юридического лица в соответствии с данными ЕГРЮЛ;

- реквизиты для уплаты административного штрафа.

- документы, подтверждающие, что лицо, в отношении которого составлен протокол, надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, в случае, если протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производству по делу.

В каждом конкретном случае в зависимости от того, существенным или нет является недостаток протокола, судьей решается вопрос о принятии или возвращении его, на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ должностному лицу (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Мировым судьей за указанный период времени протоколы об административном правонарушении, предусмотренные ч.1 ст.20.25 КоАП не возвращались.

Практика назначения наказания в виде административного штрафа:

Так, административное дело № 5-232/21/2024 в отношении А. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. 17.06.2024 года поступило на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области. А., проживая в Гайском районе Оренбургской области в установленный законом срок до 03.05.2025 года (включительно), не уплатил административный штраф в сумме 1000 рублей, назначенный 06.02.2024 года на основании постановления мирового судьи судебного участка №1 г.Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области № 5-40/21/2024 по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. А., в судебном заседании признал вину в совершении правонарушения, пояснил, что штраф не оплатил, так как не мог найти реквизиты. Суд, при назначении наказания, принял во внимание, характер совершенного правонарушения, данные о личности, имущественное положение, и пришел к выводу, что назначение наказания в виде административного штрафа, поскольку это позволит реализовать задачи административной ответственности и достичь целей административного наказания. 17.06.2024 года А. признан виновным по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Практика назначения наказания в виде административного ареста

Согласно требованиям ч.3 ст.25.1 КоАП РФ, дела рассматриваемой категории - влекущие наказание в виде административного ареста и обязательных работ, должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При назначении наказание в виде административного ареста, мировому судье необходимо установить обстоятельства, указанные в ч.2 ст.3.9 КоАП РФ, препятствующие назначению данного вида административного наказания и отразить их в постановлении по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. В соответствии с ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

С учетом приведенных норм в резолютивной части следует указывать на исчисление срока административного ареста с момента задержания или с момента вынесения постановления, если мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного ареста не применялась.

Пример, административное дело № 5-294/21/2024 в отношении Д. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. С. проживая в Гайском районе Оренбургской области, в установленный законом срок до 24.05.2024 года (включительно), не уплатил административный штраф в сумме 3200 рублей, 14.03.2024 года на основании постановления мирового судьи судебного участка №2 г.Гая Оренбургской области № 5-180/21/2024 по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. В судебном заседании Д. признал вину в совершенном правонарушении, пояснила, что штраф не оплатил, по причине отсутствия денежных средств.

Давая оценку собранным по делу доказательствам суд принял за основу, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оформленные в соответствии с действующим законодательством. Основания сомневаться в их обоснованности отсутствовали, так как они соответствовали фактическим обстоятельствам дела, были последовательны, не противоречили друг другу, протокол был составлен уполномоченным лицом, в отношении надлежащего субъекта административного правоотношения. При назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, личность Д., признание вины, которые послужили обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Суд пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного ареста, поскольку применение иных видов наказания не обеспечило бы реализации задач административной ответственности. Д. назначено наказание в виде административного ареста на срок 1 сутки.

Практика назначения наказания в виде обязательных работ

При назначении наказания в виде обязательных работ следует учитывать требования ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которым дела влекущие наказание в виде обязательных работ, должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При определении срока обязательных работ следует учитывать как санкцию ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой обязательные работы назначаются на срок до 50-ти часов, так и требования ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ, которая предусматривает, что обязательные работы не могут быть назначены на срок менее 20-ти часов.

Пример, административное дело № 5-187/21/2024 в отношении П. 28.05.2024 года поступило на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области. П. проживая в Гайском районе Оренбургской области в установленный законом срок до 07.11.2023 года (включительно), не уплатил административный штраф в сумме 3200 рублей, назначенный 25.08.2023 года на основании постановления мирового судьи судебного участка № 2 г. Гая Оренбургской области № 5-0339/19/2023 по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. П. в судебном заседании признал вину в совершенном правонарушении, пояснил, что не имел финансовой возможности оплатить штраф. При назначении наказания, суд принял во внимание, характер совершенного правонарушения, личность П., признание вины, которое явилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность, а так же отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность и назначил ему наказание в виде 10 часов обязательных работ, заключающихся в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел судьям необходимо руководствоваться положениями ст. 20.25 КоАП РФ, общими процессуальными и материальными требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», обзорами судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.

Выводы: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ на судебном участке № 1 г. Гая и в административно-территориальных границах всего Гайского района Оренбургской области за период с 01.01.2024 по 30.08.2024 год рассмотрены в установленные законом сроки. Дел, рассмотренных с нарушенным сроком, нет. Таким образом, обобщение судебной практики показало, что мировой судья, руководствуясь нормами административного права, законно и своевременно принимает решения по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ

Мировой судья М.Н.Канаков

Исп. И.В.Ивлиева.